Наши дети перестали читать. Казалось бы – издательства находят и публикуют новых интересных авторов, магазины завалены литературой для детей и подростков, но отдельного представителя возрастной категории от 9 до 13 лет все реже можно застать с книгой в редкие часы досуга. Между тем, результаты многочисленных исследований показывают, что развитие навыков чтения стимулирует детей читать больше и получать от чтения больше удовольствия. И наоборот – чем меньше дети читают, тем труднее чтение им дается в более взрослом возрасте и тем чаще они пытаются избежать необходимости читать что-либо. В свою «защиту» они приводят самые разные аргументы – скучно, времени нет, трудно, неинтересно.
Первое, что нужно сделать родителям – прислушаться к этим аргументам. Действительно, многие произведения школьной программы, обязательные для чтения, не особенно интересны для детей. Не нужно отчаиваться – исходя из интересов ребенка, вы вполне можете самостоятельно подобрать для него книги. Кроме того, вы можете помочь ребенку так организовать его день, чтобы для чтения нашлось время. Для многих подростков чтение – процесс тяжелый и почти мучительный. Возможно, совет школьного преподавателя литературы будет кстати – он наверняка подскажет, какие книги соответствуют навыкам ребенка на данный момент. Труднее всего будет убедить ребенка в том, что чтение приносит пользу и удовольствие. Задача ещё более усложниться, если в семье есть старшие дети, которые не любят читать. В любом случае, советуем не «запускать» проблему. Такое нежелание в итоге может привести к тому, что ребенок просто не будет справляться со школьной программой, которая все ещё предполагает наличие у учеников хороших навыков чтения.
Нет никакого смысла в том, чтобы заставлять ребенка читать. Ни ваши нотации, ни лекции о пользе чтения, ни укоры здесь не помогут, а только усложнят и без того непростую ситуацию. Любое ваше подобное действие встретит активное сопротивление со стороны подростка и ещё больше убедит его в том, что чтение ему не по плечу. Конечно, вы можете поощрять ребенка за каждую прочитанную книгу, но будьте готовы к тому, что удовольствие от поощрения не перерастет в удовольствие от чтения. Все вышесказанное совсем не значит, что нужно разворачивать настоящую кампанию по популяризации чтения в вашей семье, как только вы поймали себя на мысли, что давно не видели своего отпрыска с книгой. Возможно, под давлением ваших аргументов ребенок начнет читать, но большой радости ему это не принесет. Не ставьте перед ним невыполнимых целей и никогда не критикуйте его выбор – ведь мы говорим о развитии навыков чтения, а не о приобщении вашего чада к мировому литературному наследию. Старайтесь поощрять любые попытки ребенка читать – хвалите его, расспрашивайте о книге, которая его заинтересовала, а свое недовольство его выбором или скоростью чтения постарайтесь скрыть. Помните, что если речь идет о развитии навыков чтения – любая книга или журнал принесут пользу.
Вот несколько приемов и советов, которые помогут вам научить ребенка наслаждаться чтением:
При выборе книг ориентируйтесь на интересы ребенка. Конечно, для этого придется набраться терпения и внимательно понаблюдать за ребенком. Поверьте, книги, написанные специально для вашего сына или дочери, существуют, нужно только их найти. Тем, кто занимается спортом, можно предложить чтение статей об их кумирах, а ребятам постарше – биографии известных артистов и путешественников. Для юных изобретателей выходит в свет много различных журналов, да и любознательным барышням можно подобрать издания по вкусу.
В доме должны быть книги и журналы. Проявите хитрость – оставьте открытую книгу с красивой иллюстрацией на видном месте, или попросите ребенка помочь вам отыскать ту или иную вещь в красочном каталоге. Читая газету, обратите внимание ребенка на интересную статью, пересказав её своими словами или прочитав вслух цитату, а потом спросите его мнения или даже совета. И, конечно же, дети должны видеть родителей, читающими книги и журналы для удовольствия. Если в доме книг мало или нет совсем – сходите с детьми в местную библиотеку и вместе выберете несколько книг. Со временем вы поймете, какие книги интересует вашего ребенка больше. Не стесняйтесь делиться своими впечатлениями о недавно прочитанном с ребенком, и убедите его в том, что вам интересны его мысли о последних прочтенных книгах.
Поощряйте желание и любые попытки ребенка читать. Постарайтесь доказать ребенку, что от чтения можно получить практическую пользу. Например, планируя летний отдых, сошлитесь на нехватку времени, и попросите ребенка помочь вам в сборе информации о том месте, куда вы направляетесь. Если ребенок собирает коллекцию марок, открыток, кукол или мини-машинок – подберите книги и другие материалы, которые могут быть ему интересны. Попросите его помочь вам разобраться в меню в кафе или прочитать вам вслух рецепт в кулинарной книге, пока вы достаете с полок необходимую посуду и продукты.
Если у вас есть младшие дети, попросите старших почитать им вслух. Помните – дети обожают показывать свои навыки и умения другим, и будут рад найти в лице младшего брата или сестры благодарного и восхищенного слушателя. С детьми любого возраста можно играть в развивающие навыки чтения игры. Например, распечатайте историю и разрежьте её на отрывки, а потом предложите детям собрать текст снова, размышляя над тем, является ли каждый прочитанный отрывок текста началом, серединой или концом истории. Если ребенок читает действительно плохо, начните с чтения ему вслух. Такой прием будет эффективней «борьбы» ребенка с текстом один на один. Затем попросите ребенка прочитать вам вслух особенно понравившийся ему отрывок, и обязательно похвалите чтеца, даже если какие-то слова были прочитаны неправильно или попросту пропущены.
Определите время для чтения в течение дня. Например, полчаса перед сном, после того, как ребенок закончил делать уроки, или время после обеда, до того, как он начнет выполнять школьные задания. Даже 10 минут в день для начала будет достаточно, чтобы улучшить навыки ребенка, и постепенно выработать у него привычку уделять чтению для удовольствия время в течение дня. Найдите место для детской библиотеки в вашем доме. Убедите ребенка в том, что если книга ему не понравилась – он не обязан упираться и «через не хочу» дочитывать её до конца. Сделайте вместе несколько красивых закладок, которые помогут ребенку продолжить чтение книги спустя какое-то время с того места, на котором он закончил чтение в прошлый раз. Постарайтесь донести до ребенка мысль о том, что чтение – не такое уж серьезное занятие, как ему может показаться. Шуточные рассказы или просто веселый отрывок вполне могут заинтересовать ребенка. В любом случае – проанализируйте ситуацию, чтобы понять, в каком направлении вам нужно двигаться дальше.
Книга – лучший подарок. Это правило сработает и в вашем случае, если перед покупкой популярной новинки вы заинтригуете ребенка, прочитав ему отрывок из середины книги, и попросив поразмышлять над тем, что, по его мнению, было до этого момента, или будет после него. Другой прием – расскажите ребенку о том, как вам в его возрасте нравился тот или иной автор, какие чувства и мысли владели вами, когда вы читали ту или иную книгу, какие выводы вы для себя сделали, и как она помогла вам в жизни. Теперь вы дарите свою любимую книгу ребенку, потому что хотите, чтобы он лучше понял вас и научился тому же, чему научились с помощью этой книги вы.
Многим родителям кажется, что сложнее всего заставить читать ребенка, привыкшего проводить много времени у телевизора. Это так, но и здесь можно проявить хитрость. Например, попробуйте выключать телевизор ровно в девять часов вечера, при этом разрешив ребенку читать до половины десятого, или освободите ребенка от помощи по дому, если видите, что он погружен в чтение. Также можно предложить вместе посмотреть экранизацию понравившейся ребенку книги.